немецкий дог | йоркширский терьер | питомник «из российской империи» | ркф | фци Rambler's Top100
телефон: (495) 529-54-91 | url: www.gajardoggen.narod.ru
Немецкий дог | Йоркширский терьер | питомник «из Российской Империи» | РКФ - ФЦИ

Ярмарка тщеславия

Мода и собаки — на первый взгляд сочетание абсурдное. Но это — только на первый. Ведь речь идёт не о моде ДЛЯ собак, а о моде НА собак. Да-да, не удивляйтесь, именно в таком ответственном деле, как выбор друга и члена семьи, большая часть потенциальных собаководов олагается не на здравый смысл, а на переменчивую, как ветер, моду. Последствия, увы, печальны.

Стремительный ХХ век вознёс на небывалую дотоле высоту понятия «мода», «стиль», «тенденции». Миллионы людей вольно или невольно подчиняются законам общества, заболевая лихорадкой под названием «сегодня носят ЭТО». Помимо стильных экстремистов от моды, плывущих всегда на гребне волны, тот самый простой народ, так неласково прозванный «обывателем» также послушно меняет из года в год причёски, обувь, одежду, мебель, стиль жизни. Модным сегодня может быть всё, что можно приобрести за деньги, и четвероногий друг — не исключение.

Джентльмены предпочитают овчарок

Каждая полноводная река берёт начало из тонкого, как нить горного ручья. Каждая мода рождается из единичного факта. Блистательная Мэрилин Монро, единожды появившись на экране с выбеленными волосами, породила, наверное, самую грандиозную моду века под названием «Блондинок предпочитают не только джентльмены, их предпочитают все». Первая мода на собак пришла в нашем веке также с больших и маленьких экранов, В России модной породой надолго стала восточно-европейская овчарка, именно она стала в сознании советского гражданина служебной собакой №1. «Джульбарс», «Пограничный пёс Алый», «Ко мне, Мухтар!» — кто из мальчишек, и не только, не мечтал о такой собаке? Неудивительно, что численность таких собак в сотни раз превышала количество собак всех других пород вместе взятых.

Следующую моду спровоцировал показ многосерийной ленты «Леси», и столь сообразительную собаку захотелось «в друзья» многим. Как следствие — шотландские овчарки (колли) по численности стали догонять восточноевропейских.

Чудесный кинофильм для детей «Приключения Электроника» вознёс на пик популярности эрдельтерьера. А «загнивающий» Запад тем временем охватила горячка повального увлечения далматинами после создания Диснеем знаменитого мультфильма, главными героями которого стали «собачки в горошек».

Киноиндустрия и дальше продолжает формировать наши вкусы: фильмы с участием собак, хлынувшие на видеорынки постперестроечной России открыли простому человеку кинологическое изобилие Европы и Америки. «Бетховен», «Тёрнер и Хуч», «К – 9», «Дорога домой», открыли новые породы и позволил по-новому взглянуть на уже известные. В начале 90-х годов на гребне моды оказались собаки крупные, сильные, злобные — доберманы, боксёры, немецкие овчарки, доги, настоящий ажиотаж возник вокруг собак отечественных пород - кавказских и среднеазиатских овчарок. Но все эти породы были «уделом» простых людей. Рядом существовала и другая мода — мода «для крутых».

Крутые предпочитают амстаффов

Отдельного упоминания несомненно заслуживают породы собак, с чьей-то лёгкой руки названные «ново-русскими». Действительно, когда из среднего класса стала выделяться прослойка «богатых новых», своё особое положение в мире простых людей было закреплено и с помощью особых пород собак. Такие четвероногие стали таким же обязательным атрибутом класса «крутых», как и престижные «навороченные» иномарки, причём стоимость и тех, и других часто была сопоставима. Таких ново-русских пород было не так уж и много, условно их можно отнести к трём группам.

Первая группа: пресловутые бультерьеры, американские стаффордширские терьеры и питбули — породы снискавшие славу «особо опасных» и своим вызывающе антиэстетичным видом шокирующие простой люд.

Вторая группа модных друзей — породы крупных, даже гигантских размеров: различные мастифы. В группу престижнейших входили английские мастифы, мастино наполетано, бордосские доги, бульмастифы, леонбергеры, бразильские филы и аргентинские доги. Исполинские размеры таких собак вызывали благоговейный ужас у населения, и явную зависть к хозяину, способному прокормить такую «лошадь».

Третья группа четвероногих — экзотические декоративные породы. Приобретали таких собак не только нувориши, но и богема. Экстерьер таких собак откровенно эпатировал публику в любых местах, где довольный хозяин (чаще хозяйка) появлялся с собакой. Такие люди считали стильным иметь то, что стоило безумно дорого и являлось настоящей редкостью: английских бульдогов, мопсов, чау-чау, голых мексиканских и хохлатых китайских собак, шар-пеев, йоркширских терьеров и чихуахуа.

Впрочем, мода — дама капризная. То, что было стильно и престижно сегодня, через год-полтора выходило в тираж. И сегодня в той же Москве шар-пеев и мастифов не меньше, чем овчарок. В Красноярске шар-пеев единицы, зато знаковых американских стаффордширов и питбулей водят на поводках не только крутые, но и простые. А таких модных раньше эрделей и колли практически не встретишь на улицах российских городов, разве что «старичков», доживающих свой век.

Делай, как я!

Феномен моды — «чтобы не выглядеть глупее других». Самая суть её в стремлении к подражанию, которое легко преодолевает все классовые и национальные различия. У начальника роскошный джип и мордоворот-ротвейлер? На джип, конечно, заработать — жизни не хватит, а ротвейлеры сейчас по цене недоступны разве что пенсионерам. Что ж, купим ротвейлера и приблизимся к «верхам». Иллюзия? Зато самолюбие удовлетворено.

Исключительно российская черта — делать всё наоборот. Именно в менталитете современного россиянина кроются корни такого парадоксального явления, как взрывная популярность тех самых «запрещённых законом и общественным мнением» пород, скандалы вокруг которых ещё недавно сотрясали Великобританию — пород «бойцовых», а также ротвейлера. Что это? Жажда острых ощущений, вызов обществу? Игра в русскую рулетку — может выстрелит, а может и нет? Скорее, бесшабашность и безответственность. И ещё — мода.

Но не только наши соотечественники подвержены модным веяниям при выборе домашнего любимца. «Заграница» также подвержена той же «болезни», самые яркие примеры — невероятная популярность сибирских хаски (такая лаечка с голубыми глазами) в континентальной Европе, а также лабрадоров и голден-ретриверов в США. Так что мода на собак оказалась интернациональным явлением.

Обратная сторона медали

У явления, которому как нельзя лучше подходит название «ярмарка тщеславия», как ни крути, есть всего один положительный момент — благодаря активности снобистски настроенных собаководов в Россию всего за десятилетие были завезены десятки новых пород собак, и страна перестала быть отсталой в кинологическом плане. Да, это несомненный плюс, но он единственный. У медали есть и обратная сторона.

Мода определяет, что считать привлекательным. Но она часто бывает близорука, и за эффектной формой (оригинальным экстерьером) не видит истинного содержания (недостатков и сложностей, которые присутствуют у собак любой породы). Модную породу усиленно раскручивают, прославляя достоинства, сочиняя красивые легенды, но скромно умалчивая о её недостатках. По сути, модная порода становится тем самым айсбергом (9/10 которого скрыты под водой) о который с завидным упорством разбиваются всё новые и новые «титаники», незадачливые и не информированные начинающие собаководы.

К сожалению, довольно часто даже хорошо осведомлённые люди действуют вопреки логике и приобретают собаку, которая им совершенно не подходит: берут энергичную собаку без учета своего возраста или же упрямую и злобную собаку, которую они не способны правильно воспитать по причине своего мягкого характера или нежелания заниматься дрессировкой. Они не только не думают о себе, но и совершенно не чувствуют ответственности перед животным.

Нередко постепенный рост численности породы начинается по той причине, что она действительно обладает ценными качествами (тот же ротвейлер — прекрасная служебная собака, НО — при наличии твёрдой руки и грамотной дрессировки). Но когда вмешивается мода, происходит нечто вроде взрыва. Повышенный спрос на щенков взвинчивает цены и породу накрывает «девятый вал» внеплановых щенков — за дело берутся «дельцы от собаководства». Ни о каком племенном разведении нет уже и речи, порода дискредитируется и теряет свои характерные качества (например, служебные породы при отсутствии серьезного разведения теряют свои рабочие качества и перестают быть служебными). Остаётся лишь модный тип экстерьера, да и тот вскоре приедается, тем более что некоторые особи весьма смутно напоминают модную породу. Цены снижаются, порода становится общедоступной — и выходит из моды.

Падение же популярности породы и выход её из моды во многом происходит из-за того, что не только владельцы собак, но и их соседи, друзья и просто прохожие сталкиваются (вместо ожидаемых), с чертами характера, казалось бы, этой породе не свойственными. Вместо смелости, верности, неподкупности, спокойного и покладистого характера — трусость (неспособность защитить не только хозяина, но и себя), чрезмерная лояльность к посторонним, истеричность, непредсказуемость поведения и неадекватная ситуации агрессивность, характер, неудобный для совместного проживания с постоянными попытками главенствовать и испытывать на прочность хозяина.

© Виктория Пименова

 
Copyright © 1999–2014 «из Российской Империи» | Created by Galina Jarmolovich
при использовании любых материалов сайта активная гиперссылка на www.gajardoggen.narod.ru обязательна!
ZooMaxTop Амадеус из Российской Империи - немецкий дог тигрового окраса Vetdoctor.ru (ВСЯ ВЕТЕРИНАРИЯ) Яндекс цитирования Rambler's Top100